29 мая 2018 г.

Про точность в науке, или чему действительно нужно учить детей

Довольно часто от адептов разных религий и течений, да и просто от обычных людей можно услышать фразы вроде “Наука не знает всего”, “Теория эволюции - это всего лишь теория”, “Учёные не доказали ...”, “Научное знание не абсолютно точное”, “Учёные не могут претендовать на истину” и тому подобные. Апологеты таких точек зрения пытаются навязать идею, что научные знания и теории стоит рассказывать и преподавать как равноправные к альтернативным знаниям - религиозным, философским и другим. Апофеозом такого восприятия и отношения стала петиция про внедрение в школьную программу креационизма и попытки её пропиарить в различных комьюнити учителей и родителей. Попробую разъяснить некоторые терминологические моменты и высказать в противовес этой петиции и её сторонников свою точку зрения насчёт того, что действительно нужно преподавать детям в школах.

У немалого количества людей немного неправильное восприятие как смысла слов теория, факты, научная истина, так и роли науки для общества в целом.

Обычное, бытовое понимание слова “теория” несёт в себе оттенок смутной догадки, выдвинутого предположения, сомнения, неуверенности. В современной науке же слово “теория” имеет совершенно другой, противоположный бытовому, смысл. Научная теория - это хорошо проверенное знание. То есть непроверенные вещи в современной науке просто не имеют права называться “теориями”, для этого есть слова “гипотеза”, “предположение”, “догадка” и другие.

Недопустимо говорить "теория торсионных полей", если хочешь быть точным в высказываниях. Это просто неправильно, поскольку торсионные поля не имеют экспериментального подтверждения. Это просто неправильная бытовая формулировка, как если бы сказать "теория гомеопатического лечения", "факт наблюдения инопланетян", "факт переезда поездом Анны Карениной" или “теория памяти воды”. Нужно быть честным и точным, и не употреблять слова “теория” или “факт” по отношению к вымышленным или непроверенным вещам.

Многие люди, как мне кажется, с некоторой долей разочарования рассуждают о том, что наука оперирует якобы “неточными”, приближёнными моделями. В людях ощущается неудовлетворённость тем, что якобы наука не даёт абсолютно “полных” или абсолютно “правильных” ответов и объяснений. По моему мнению, такое отношение - это наивное, инфантильное, поверхностное восприятие науки и её роли.

Проблема в том, что мы в принципе не знаем о мире ничего абсолютно "точного" или "правильного". И никогда не узнаем. Начиная с того, что мы познаём мир через органы чувств, через электромагнитное воздействие на рецепторы нашего тела, а наш мозг на основе этой информации строит приближённую модель, интерпретацию внешнего мира. И мозг очень часто ошибается. Вспомните обманы зрения и слуха, игру в испорченный телефон и многочисленные ошибки в рассуждениях и восприятии. Всё, что мы в своей жизни видим, слышим, осмысливаем, переживаем, ... - это приближённые абстрактные модели - продукты жизнедеятельности нашего мозга. Люди издавна хотят узнавать мир, делать правильные предсказания природных явлений, управлять природными явлениями. Проблема в том, что чистое воображение людей мысленно строит ошибочные, неработающие модели мира. Наш мозг просто абсурдно сбоит ошибками восприятия. Да, это могут быть красивые или эмоционально сильные истории и объяснения, но они не позволяют уверенно предсказывать поведение окружающего мира. Воображение людей - это по большей части условный "бред" не имеющий никакого отношения к реальности, а только лишь метафорически её описывающий. Увы, но вот так мыслит наш мозг. Такова природа нашего сознания, что мы даже причинно-следственные связи можем нормально строить только лишь для примитивных визуальных бытовых вещей: когда учимся двигаться и двигать предметы; когда распознаём опасность в условиях дикой природы; в простейших социальных отношениях; к примеру, если типа тигр кого-то скушал, значит, нужно опасаться тигра и рассказать об этом другим. Наше воображение в целом находится на примитивном первобытном уровне и приспособлено под потребности выживания в дикой саванне и потребности простых социальных навыков.

За редкими фрагментарными исключениями практически все творения человеческого ума в истории ранее 16-17 веков - это вот такой метафорический не имеющий отношения к реальности бред. Они совершенно не позволяют, или позволяют крайне плохо, неточно и неуверенно предсказывать поведение явлений природы. Сказки для развлечения наших эмоций, не более чем. И Библия тут не является исключением. Ну невозможно на основе никаких древних текстов построить уверенный прогноз чего-либо - урожая, погоды, течения болезни человека, влияния продукта питания, положений планет на небе, течения беременности, экономического благополучия предприятия... Именно в этом смысле я употребляю слово “бред” - все эти модели и метафоры не работают, не предсказывают объективно и уверенно. Максимум на что способны старые тексты - это вызывать эмоции и переживания у отдельных людей и иногда, при благополучном стечении обстоятельств, давать зачастую субъективно верные прогнозы.

Всю свою историю человечество жило в таком вот неведении и угадывании относительно того, как работает природа. Да, оно методом проб и ошибок на периоде в несколько поколений постепенно училось делать что-то материальное - дома, корабли, механизмы… Но по-прежнему не было уверенности. Никакой человек не мог заранее уверенно сказать, что корабль поплывёт так-то и так-то, что мост простоит минимум столько-то лет, что пациент выздоровеет. Человечество продолжало самоуверенно играть в метафоры, поэзию, философию, чистое воображение и изредка наугад “щупать” природу. Понадобились тысячелетия для того, чтобы некоторые отдельные люди поняли и признали, что наш ум не может самостоятельно, сам по себе, понимать реальность, не может строить работающие модели, что нужен контролируемый эксперимент, постоянная и тщательная проверка на работоспособность вот этих метафорических измышлений из наших голов. Человечество начало усмирять своё эго, начало признавать своё несовершенство, понимать своё невежество и начало не доверять себе, а внимательно всё проверять. Вот так в 16-17 веках начинал развиваться научный метод познания. Зародилась наука.

Так вот, возвращаясь к смыслу слов "точный" или "правильный". "Точная теория" в науке - это модель, для которой выяснена область применимости. То есть, это модель, объясняющая и предсказывающая поведение некоего природного явления с наперёд известным уровнем достоверности, с заранее известной погрешностью или вероятностью. Вот это смысл слова "точный". Считать, что есть какой-либо другой смысл, более "точный", или в мире существует "абсолютная точность" - это тешить своё эго или самолюбие, заниматься самолюбованием и думать о возможностях человека больше, чем есть на самом деле. Только последние 3 века человечество сумело нащупать метод, который позволяет не тупо бредить, а учиться предсказывать с наперёд известной погрешностью. Какого-либо более "точного" метода у человечества просто нет. Точка. Точная ли теория гравитации Ньютона? Да! Это точная теория. Для неё известны границы, где она работает в рамках заранее известной погрешности. Точная ли теория гравитации Эйнштейна? Тоже да! Для неё тоже известны границы, в рамках которых проверено, что она работает. Теория Эйнштейна чуть точнее теории Ньютона. Но и то и другое - точные и работающие теории.

В мире нет абсолютной истины или абсолютных законов. И, по всей видимости, никогда и не будет. Думать так - это быть наивным и поверхностным. Есть лишь по крупицам собранные, проверенные, уверенно работающие в рамках известной погрешности модели - это и есть современное научное знание. Лучшего или более точного знания у человечества просто нет.

Почему меня откровенно бесит позиция "а давайте рассказывать детям и теорию эволюции и прямо рядом с ней какую-то религиозную историю, например, библейскую" да ещё и как “равноправные”? Потому, что это искажает саму суть положения вещей. Саму суть того, что человечество знает об окружающем мире. Это порождает в людях спесь и высокомерное убеждение, что якобы метафорический бред нашего разума сам по себе способен строить адекватные модели природы. Нет. Увы. Не может. К сожалению. И когда ставят в один ряд метод познания мира через метафорический библейский бред и метод познания через контролируемые проверки и эксперименты, то это приводит к тому, что люди потом неспособны отличить одно от другого, что люди мыслят магией, единорогами, гомеопатией и полагаются во всём на личные суждения, а не на тщательный анализ и проверку. И мы получаем мир, блин, сплошных экспертов во всём, начиная от политики, экономики и заканчивая астрономией и квантовой механикой.

Чему же на мой взгляд полезно учить детей? Чему их необходимо учить, принимая во внимание прогресс человечества за последние несколько веков?

Во-первых, нужно давать возможность на собственном опыте прочувствовать насколько наш мозг ненадёжен в своих суждениях. Каждый человек должен получить опыт обманов зрения и слуха, обманов органов чувств, ошибок восприятия и ошибок рассуждений. И нужно относиться к этому не как к очередному “развлечению”, а как к осознанию очень серьёзной вещи - наш мозг крайне плохо добывает информацию об окружающем мире. Люди должны вырастать не со спесью и самоуверенностью, а с отношением интереса и внимательности к своим выводам и воображению. С некоторой долей недоверия своим суждениям. С желанием проверять и перепроверять. С желанием не “бредить”, а действительно узнавать что-либо про мир в котором живут.

Во-вторых, нужно учить детей жить в этом мире с постоянным сомнением, неуверенностью, неопределённостью, незнанием. Не знать - это нормально. Подавляющее большинство наших мыслей - это незнание, иногда приятное, иногда нет. Нужно учить, что слишком простые и конкретные метафоры и ответы зачастую неправильны. Что не может быть волшебной книги с простыми и исчерпывающими ответами на все вопросы. Учить, что жить с незнанием - это лучше и интереснее, чем жить с неправильным знанием.

В третьих, нужно наконец прекратить поощрять уважение к старым текстам. Нужно наконец признать прогресс, не только технологический, но и ментальный, который совершает человечество на своём историческом пути. Знание и текст 17 века априори должны быть ценнее текстов тысячелетней давности. Статьи и учебники 21 века - должны цениться выше, чем более ранние. В “топку” поклонение старым текстам. У детей и вообще людей должно быть стремление к новому, переосмысленному, перестроенному - новые теории всегда лучше объясняют и более точны. В своих суждениях и принятии решений люди должны стараться искать самые свежие взгляды и объяснения, переосмысливать и обдумывать их. Только так происходит движение вперёд и развитие человечества.

Комментариев нет:

Отправить комментарий