На сегодняшний день рынок различных тренажёров мозга (digital brain health market) учебных, лечебных и игровых программ - оценивается в более 1 млрд. долларов. Создатели подобного рода программ часто утверждают, что регулярные тренировки с их помощью способствуют общему развитию интеллекта и когнитивных способностей. Свежее исследование, опубликованное в октябре 2016 года в журнале "Psychological Science in the Public Interest", даёт веские основания полагать, что это неправда. Что большинство тренажёров мозга, по всей видимости, развивают лишь способность успешно проходить эти самые тренажёры, а на интеллект в целом и на успешность в других задачах или сферах деятельности не влияют.
Тренажёры мозга, как правило, базируются на гипотезе, что, тренируя некие навыки на одних задачах, мозг получит развитие, которое даст эффект при решении других задач - или более сложных, или из другой сферы деятельности. То есть, например, что тренировка запоминания синтетических картинок улучшит запоминание стихов или жизненных ситуаций, улучшит память “в целом”. Или, например, что игра в шахматы значительным образом развивает мозг и развивает стратегические и управленческие навыки. Или, например, что тренировка счёта по разным методикам улучшит аналитическое мышление или способность к восприятию абстракций.
Авторы опубликованного мета-исследования проанализировали около полутора сотен научных работ по теме и сделали вывод, что на сегодняшний день отсутствуют данные о связи между синтетической тренировкой мозга различными методиками и общим уровнем интеллекта и когнитивных способностей.
Таким образом, по всей видимости, все развивающие или лечебные специфичные методики тренировки мозга не сильно влияют на способности в целом, и на сегодняшний день не существует рациональной причины уделять им много времени с ожиданием какого-либо широкого эффекта.
Забавно, что на самом деле существует выявленная взаимосвязь между результатами тестов интеллекта (например “Raven's Progressive Matrices”) и реальной успешностью людей в жизни. То есть умный человек, как правило, хорошо решает тесты и головоломки. После чего, видимо, многие люди сделали типичную ошибку “correlation is causation” - ошибочно посчитали, что, если специально тренировать успешно решать тесты и головоломки, таким образом мы получим умных людей. Это неявное предположение, из-за которого, наверное, и возник этот миллиардный рынок, оказалось ошибочным. Видимо, это и приводит сейчас к противоречивым отношениям к головоломкам при приёме на работу - появляется все больше людей, которые специально натренированы на их решение, и поэтому для них такого рода проверка не позволяет сделать вывод об уровне общего развития и адекватно предсказать успешность, хотя для людей, которые специально в этом не тренировались - это действительно индикатор.
Тренажёры мозга, как правило, базируются на гипотезе, что, тренируя некие навыки на одних задачах, мозг получит развитие, которое даст эффект при решении других задач - или более сложных, или из другой сферы деятельности. То есть, например, что тренировка запоминания синтетических картинок улучшит запоминание стихов или жизненных ситуаций, улучшит память “в целом”. Или, например, что игра в шахматы значительным образом развивает мозг и развивает стратегические и управленческие навыки. Или, например, что тренировка счёта по разным методикам улучшит аналитическое мышление или способность к восприятию абстракций.
Авторы опубликованного мета-исследования проанализировали около полутора сотен научных работ по теме и сделали вывод, что на сегодняшний день отсутствуют данные о связи между синтетической тренировкой мозга различными методиками и общим уровнем интеллекта и когнитивных способностей.
Таким образом, по всей видимости, все развивающие или лечебные специфичные методики тренировки мозга не сильно влияют на способности в целом, и на сегодняшний день не существует рациональной причины уделять им много времени с ожиданием какого-либо широкого эффекта.
Забавно, что на самом деле существует выявленная взаимосвязь между результатами тестов интеллекта (например “Raven's Progressive Matrices”) и реальной успешностью людей в жизни. То есть умный человек, как правило, хорошо решает тесты и головоломки. После чего, видимо, многие люди сделали типичную ошибку “correlation is causation” - ошибочно посчитали, что, если специально тренировать успешно решать тесты и головоломки, таким образом мы получим умных людей. Это неявное предположение, из-за которого, наверное, и возник этот миллиардный рынок, оказалось ошибочным. Видимо, это и приводит сейчас к противоречивым отношениям к головоломкам при приёме на работу - появляется все больше людей, которые специально натренированы на их решение, и поэтому для них такого рода проверка не позволяет сделать вывод об уровне общего развития и адекватно предсказать успешность, хотя для людей, которые специально в этом не тренировались - это действительно индикатор.
Комментариев нет:
Отправить комментарий